Энерго-экологический факультет (ЭЭФ) | Направление подготовки «Техносферная безопасность»

Направление подготовки «Техносферная безопасность»

Код направления подготовки – 20.03.01.

Форма обучения – очная (дневная).

Срок обучения – 4 года.

Выпускающая кафедра – «Техносферная безопасность» www.eco-madi.ru

Степень – академический бакалавр.

Основателем направления подготовки специалистов по данному направлению был чл.-корр. РАН В.Н. Луканин. С 2000 года выпущено более 250 инженеров-экологов, работающих по специальности в различных фирмах и организациях как отечественных, так и зарубежных, в аппарате Федерального Собрания, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства транспорта, Министерства обороны, других федеральных министерств и ведомств, Росавтодоре, Госкомпании «Автодор», НИИ и вузах, в сфере проектирования, строительства и эксплуатации объектов автотранспортной инфраструктуры, в торговых организациях по продаже автомобилей и автомобильных компонентов, автотранспортных и дорожно-эксплуатационных предприятиях разных форм собственности, в фирмах, занимающихся аудитом и консалтингом в области экологической и производственной безопасности. Многие выпускники открыли свой бизнес.

Выпускники, окончившие направление «Техносферная безопасность» будут чрезвычайно востребованы, так как в настоящее время более 6,5 тыс. рабочих мест специалистов с высшим образованием по транспортной безопасности на автотранспорте и в дорожном хозяйстве занимают лица, не имеющие специального образования.

Профессиональная деятельность выпускников направления «Техносферная безопасность» связана с организационно-управленческой, проектно-конструкторской, экспертной, надзорной и инспекторско-аудиторской, научно-исследовательской деятельностью в области экологической, производственной и антитеррористической безопасности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (AT и ДХ). Это: разработка средств и методов минимизации негативного воздействия AT и ДХ на окружающую природную и социальную среду в крупных городах и мегаполисах, на экологически уязвимых территориях; обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера на AT и в ДХ; обеспечение предупреждения, пресечения и ликвидации последствий ЧС в результате актов законного вмешательства, в том числе террористической направленности на AT и в ДХ.

Высокий уровень профессиональной подготовки выпускников обеспечивается совокупностью факторов: кадровое, учебно-методическое обеспечение читаемых дисциплин, индивидуальная работа с каждым студентом с 1-го по последний курс, получение навыков практической работы по специальности и их закрепление при выполнении выпускной квалификационной работы.

В учебном плане подготовки бакалавров по данному направлению (размещен на сайте МАДИ) удалось сохранить в полном объеме дисциплины общетеоретической подготовки (математика, физика, химия, информатика, экология, природопользование, механика, инженерная графика), увеличить количество дисциплин при широком использовании активных форм и методов обучения (деловые игры, разбор ситуационных задач и др.), что в совокупности позволяет выйти на индивидуальный график подготовки каждого студента с учетом его предпочтений и возможностей. В отличие от узкопрофессиональных направлений студенты изучают как дорожные, так и автотранспортные технологии, инженерные методы обеспечения их экологической, дорожной, производственной, антитеррористической безопасности, а также методы мониторинга, аудита, менеджмента техносферной безопасности.

В учебном плане подготовки по данному направлению в полной мере осуществляется ноксологическая подготовка, предусматривающая реализацию методологии риск-менеджмента безопасности на транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. В процессе подготовки реализуются апробированные за рубежом (США, Германии, Великобритании, Израиле) и в России, а также разработанные членами кафедры в процессе выполнения НИР (ежегодный объем до 5 млн. руб.) оригинальные методики, технологии, пакеты прикладных программ для ЭВМ. Кафедра располагает уникальным стендовым, лабораторным оборудованием, приборами. В учебный процесс внедряются модели оценки уязвимости (защищенности) объектов транспортной инфраструктуры, реализующие максимально приближенные к реальности графические представления объекта, а также динамики лавинообразного разрушения конструкций, оценку социального (гибель, ранения людей), материального и экологического ущербов, эффективности различных мер защиты в зависимости от разных факторов.

Наряду с глубокими теоретическими знаниями студенты получают практические навыки по спасению людей, защите имущества, окружающей среды в результате возникновения чрезвычайных ситуаций на автотранспорте и в дорожном хозяйстве природного, техногенного и социального характера.

Более подробно информацию о трудоустройстве выпускников, кадровом составе и лабораторной базе кафедры, местах и объектах практик, направлениях научных исследований, к которым привлекаются студенты на младших курсах выборочно, а на старших курсах в полном составе, что выражается в разнообразии тематики и высоком качестве выполнения дипломных проектов (ежегодно до 30% выпускников получают диплом с отличием), представлено на сайте кафедры www.eco-madi.ru. Все дипломные проекты содержат результаты оригинальных научных исследований и рекомендуются к внедрению. Многие выпускники имеют возможность продолжить учебу в магистратуре кафедры по данному направлению, а также в аспирантуре. Десять выпускников кафедры стали кандидатами наук.